1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Вторник, 9 Августа 2022

Прием в первый класс

Объявления

    Афиша

2005545478541

897456545455212354

divider-ptichki

Новости гимназии

17-08 Публичная-лекция-6 Д.Лескин-scaled
Август 02, 2022

ПРИГЛАШАЕМ НА ПУБЛИЧНУЮ ЛЕКЦИЮ «МУЗЫКА И ФИЛОСОФИЯ»

17 августа 2022 в 19:00 в камерном зале Тольяттинской филармонии (ул. Победы, 42,Тольятти) состоится публичная лекция «МУЗЫКА И ФИЛОСОФИЯ» доктора философских наук, ректора…
9b6ca76958e70c6c9112322f3f80db8e
Июль 09, 2022

В ТОЛЬЯТТИ ОТПРАЗДНОВАЛИ ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ

8 июля повсеместно отмечается очень трогательный, светлый праздник – День семьи, любви и верности. Этот праздник появился как дань памяти семейной паре – Муромскому князю Петру и…
IaITr7MyX18-2
Июль 05, 2022

ПРИГЛАШАЕМ НА ПРАЗДНИЧНУЮ ПРОГРАММУ, ПОСВЯЩЕННУЮ ДНЮ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ

8 июля 2022 г. в 13 ч. на площадке Венчального Храма во имя святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских состоится праздничная программа, посвященная Дню семьи, любви и…
vJxoNz 2RfQ
Июль 02, 2022

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ХОРОВОЙ СМЕНЫ

Вот и подошла к концу хоровая смена в нашем лагере. За это время многое произошло, многое было сделано. За рекордные десять дней был подготовлен замечательный концерт-спектакль,…
InBLaQHoAd4
Июль 01, 2022

ГАЛА-КОНЦЕРТ ХI ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «БЛАГОДАТНОЕ ЛЕТО. ЖИГУЛИ -2022»

"Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из…
4D-3aqOSyyY
Июнь 30, 2022

ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ХОРОВОЙ СМЕНЫ

Вот и настал главный день смены - концертный. Все утро насельники готовились к мероприятию: собирали костюмы, девочки заплетали косы. А после обеда погрузившись в автобусы все…
3UJO2KyCMlM
Июнь 29, 2022

ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ХОРОВОЙ СМЕНЫ

Завтра концерт, и в лагере идут последние приготовления к этому важному мероприятию. Прошли генеральные репетиции под руководством Анатолия Львовича. Ребята получили последние…
RobJBiTUzPE
Июнь 28, 2022

ВЫПУСКНОЙ - 2022

27 июня 2022 года в актовом зале Православной классической гимназии состоялся выпускной бал у одиннадцатиклассников. Аттестат о среднем общем образовании получили 18 гимназистов,…
Wtr4tLiLaiI
Июнь 27, 2022

ПРЕМЬЕРНАЯ ПРОГРАММА "ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ"

Предлагаем вашему вниманию премьерную программу телестудии «Ставрос» «Жизнь во Христе». В мае 2022 в выставочном зале Академии Святителя Алексия состоялось торжественное открытие…
F2R8vdJtYo8
Июнь 27, 2022

ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ХОРОВОЙ СМЕНЫ

Сегодня в лагере был, пожалуй, самый насыщенный и интересный день. погода порадовала возможностью спустится на Волгу и отлично провести время на пляже. К уже полюбившимся мастер…
6XbzzFliAYE
Июнь 26, 2022

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ХОРОВОЙ СМЕНЫ

Воскресенье началось с Божественной литургии, которую совершил отец Алексей. Все насельники лагеря причастились святых Христовых тайн. Сегодня к тому же празднует своя престольный…
2O1 pB8d5dU
Июнь 26, 2022

ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ ЛЕСКИН УДОСТОЕН ПАТРИАРШЕЙ НАГРАДЫ

26 июня 2022 года в престольный праздник храма Всех Святых в земле Русской просиявших по окончании Божественной литургии, Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во…
jWGm-fEVbUY
Июнь 25, 2022

ШЕСТОЙ ДЕНЬ ХОРОВОЙ СМЕНЫ

Сегодня в лагере прошел незаметно. День стоял солнечный и жаркий, поэтому все насельники сегодня смогли спустится к Волге и искупаться впервые за смену.С каждой репетицией с…
3t2xy7q7bzI
Июнь 24, 2022

ПЯТЫЙ ДЕНЬ ХОРОВОЙ СМЕНЫ

Наступила пятница - пятый день жизни в православном лагере. День начался с молитвенного правила и благословения на предстоящий день.Итоговый концерт все ближе и ближе, поэтому…
9JSQRrfFvgA
Июнь 23, 2022

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ХОРОВОЙ СМЕНЫ

"Сегодня радостный день!" - так гласил заголовок расписания сегодняшнего дня. И не зря, ведь сегодня день рождения у нашего любимого отца Димитрия! Утром ребята встретили батюшку…
d9726d7b2bab701ba70fe295e722d182
Июнь 23, 2022

ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРОТОИЕРЕЮ ДИМИТРИЮ ЛЕСКИНУ

Сегодня поступают поздравления в адрес отца Димитрия от представителей власти, различных структур, организаций, предприятий.
LgR8fPFvXLU
Июнь 23, 2022

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ ЛЕСКИНА С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!

Сегодня, 23 июня, отмечает День рождения ректор Академии Святителя Алексия, директор Православной классической гимназии, руководитель религиозного образования и катехизации…
-HGEC5cCT4k
Июнь 22, 2022

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ХОРОВОЙ СМЕНЫ

Третий день порадовал отличной погодой, которой были рады все обитатели лагеря.Сегодня ребята смогли продолжить занятия по хору под руководством Анатолия Львовича. Две репетиции:…

ptichki-news-divider

Архив новостей

Возвращение новогодней елки

95495620000145455Се­го­дня не­воз­мож­но пред­ста­вить Но­вый год и Рож­де­ство без ел­ки: на­ка­ну­не празд­ни­ков елоч­ные ба­за­ры от­кры­ва­ют­ся по всей стра­не, а в га­зе­тах пуб­ли­ку­ют рас­пи­са­ние их ра­бо­ты. Глав­ную ел­ку Рос­сии для Со­бор­ной пло­ща­ди в Мос­ков­ском Крем­ле на­чи­на­ют ис­кать еще ле­том: изу­ча­ют спут­ни­ко­вые сним­ки, осмат­ри­ва­ют с вер­то­ле­та и оце­ни­ва­ют це­лой ко­мис­си­ей. Чуть ме­нее ста лет на­зад все это не­воз­мож­но бы­ло да­же во­об­ра­зить: но­во­год­нюю ел­ку в мо­ло­дой Со­вет­ской стра­не не каж­дый мог се­бе поз­во­лить, а по­том ее и во­все за­пре­ти­ли. О том, как ел­ка по­па­ла в опа­лу и как она вер­ну­лась, мож­но узнать из мно­го­чис­лен­ных до­ку­мен­тов в фон­дах РГБ.

Бы­ту­ет мне­ние, что со­вет­ская власть за­пре­ти­ла ел­ку сра­зу же по­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та. Од­на­ко это не так. В пер­вые го­ды по­сле Ре­во­лю­ции ни­ка­ких спе­ци­аль­ных мер, на­прав­лен­ных про­тив ел­ки, не пред­при­ни­ма­лось. «Из го­да в год, сколь­ко пом­ни­ли се­бя Тур­би­ны, лам­пад­ки за­жи­га­лись у них два­дцать чет­вер­то­го де­каб­ря в су­мер­ки, а ве­че­ром... за­жи­га­лись в го­сти­ной зе­ле­ные ело­вые вет­ви. Но те­перь ко­вар­ная ог­не­стрель­ная ра­на, хри­пя­щий тиф все сби­ли и спу­та­ли», — пи­шет в «Днях Тур­би­ных» Ми­ха­ил Бул­га­ков. В пер­вые го­ды по­сле Ре­во­лю­ции и Граж­дан­ской вой­ны в го­ро­дах, как и преж­де, все еще про­да­ва­лось мно­го елок. Но на­се­ле­ние бед­ство­ва­ло, и ма­ло кто мог поз­во­лить се­бе ку­пить да­же са­мую ма­лень­кую елоч­ку. Му­жи­ки из при­го­род­ных де­ре­вень, при­во­зив­шие в го­род ел­ки, те­ря­ли пре­дрож­де­ствен­ский за­ра­бо­ток.


 

«Толь­ко тот, кто друг по­пов, Ел­ку празд­но­вать го­тов»

В 1927 го­ду на­ча­лась си­сте­ма­ти­че­ская ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная ра­бо­та. Вме­сте с Рож­де­ством от­ме­ня­лась и ел­ка, ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся по­пов­ским обы­ча­ем. Жур­нал «Без­бож­ник у стан­ка» (№ 12, 1928) ви­дит осо­бен­ную опас­ность, ис­хо­дя­щую от нее: за­мет­ка «Проч­ность пред­рас­суд­ка» раз­об­ла­ча­ет всех, кто ста­вит ел­ку, за­яв­ляя, что она не свя­за­на с ре­ли­ги­ей, а все­го лишь дань тра­ди­ции. «Рож­де­ствен­ская ел­ка — это фе­тиш. Вы­бро­сив ико­ны за ок­но, мы пря­чем бо­га за ел­ку. С этим по­зор­ным яв­ле­ни­ем не­об­хо­ди­мо кон­чать. Ко­неч­но, нет и не долж­но быть ме­ста ни ел­ке, ни рож­де­ствен­ским по­дар­кам».

В сле­ду­ю­щем го­ду тот же «Без­бож­ник у стан­ка» про­дол­жа­ет борь­бу с ел­кой, вспо­ми­ная пла­кат, на ко­то­ром изоб­ра­жен «сек­тант», сто­я­щий на «свя­щен­ных кни­гах» и дер­жа­щий в ру­ках крест, ко­то­рый он ис­поль­зу­ет как уди­ли­ще. Лес­ка за­кан­чи­ва­ет­ся крюч­ком, скры­тым в рож­де­ствен­ской ел­ке, на ко­то­рую за­ча­ро­ван­но смот­рит маль­чу­ган, про­тя­ги­вая к ней ру­ки, в то вре­мя как ко­вар­ный «сек­тант» ду­ма­ет: «Сле­жу за рыб­кой жад­но я. / Вот елоч­ка на­ряд­ная, / За­ме­сто чер­вяч­ка. / Еще даю кон­фе­ты я. / Авось, при­ман­кой этой / Пой­маю про­стач­ка».

По­доб­но­го ро­да пла­ка­ты ста­ли обыч­ны­ми для га­зе­ты «Пи­о­нер­ская прав­да» и дет­ских жур­на­лов тех лет. Пред­но­во­год­ни­ми ве­че­ра­ми по ули­цам хо­ди­ли де­жур­ные и вгля­ды­ва­лись в ок­на квар­тир: не све­тят­ся ли где-ни­будь ог­ни елок. В шко­лах ста­ли про­во­дить­ся «ан­ти­рож­де­ствен­ские ве­че­ра», на ко­то­рых ин­сце­ни­ро­ва­лись вы­сме­и­ва­ю­щие по­пов и цер­ковь пьес­ки.

«Ре­ли­ги­оз­ность ре­бен­ка на­чи­на­ет­ся имен­но с ел­ки, ко­то­рая, за­пол­няя со­бой все его су­ще­ство, за­ра­жа­ет ре­ли­ги­оз­ным на­стро­е­ни­ем, ве­рой в та­ин­ствен­ные си­лы. Ре­бе­нок отрав­ля­ет­ся ре­ли­ги­оз­ным ядом и по­лу­ча­ет не­вер­ное пред­став­ле­ние об окру­жа­ю­щем ми­ре, что в даль­ней­шем за­труд­ня­ет его уче­бу и ра­бо­ту», — со­об­ща­ет бро­шю­ра Н. Амо­со­ва «Про­тив рож­де­ствен­ской ел­ки» («Без­бож­ник», 1930).

Ха­рак­тер­но, что борь­ба с ре­ли­ги­оз­ным обы­ча­ем со­еди­ни­лась с кам­па­ни­ей по за­щи­те ле­са. Жур­нал «Ис­кор­ка» (№ 12, 1928) ци­ти­ру­ет юных на­ту­ра­ли­стов Мос­ков­ской био­стан­ции: «На "рож­де­ство" хо­тят все, что­бы у них бы­ла ел­ка. А нас, де­тей, так мно­го, что из-за это­го не­хо­ро­ше­го празд­ни­ка сру­ба­ют­ся це­лые мил­ли­о­ны мо­ло­дых елок и со­се­нок. А раз­ве это хо­ро­шо? Бу­дем бе­реж­ли­во от­но­сить­ся к ле­су и не устра­и­вать рож­де­ствен­ских елок. Мож­но и без них хо­ро­шо по­ве­се­лить­ся». В 1931 го­ду ле­нин­град­ский дет­ский жур­нал «Чиж» по­ме­стил сти­хо­тво­ре­ние Алек­сандра Вве­ден­ско­го: «Не поз­во­лим мы ру­бить / мо­ло­дую ел­ку, / не да­дим ле­са гу­бить, / вы­ру­бать без тол­ку. / Толь­ко тот, кто друг по­пов, / Ел­ку празд­но­вать го­тов! / Мы с то­бой — вра­ги по­пам, / Рож­де­ства не на­до нам».

В ре­зуль­та­те ел­ка «ушла в под­по­лье»: в се­мьях, вер­ных до­ре­во­лю­ци­он­ным тра­ди­ци­ям, ее про­дол­жа­ли устра­и­вать, за­на­ве­ши­вая ок­на оде­я­ла­ми. Пи­са­тель­ни­ца Ири­на Ток­ма­ко­ва вспо­ми­на­ет: «Свет­лый празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва был под за­пре­том, но на­ша ма­ма, вы­рос­шая еще до ре­во­лю­ции, не ска­зать, что­бы уж очень ре­ли­ги­оз­ный че­ло­век, од­на­ко чтя­щий тра­ди­цию, на­ша ма­ма ни ра­зу не оста­ви­ла нас с сест­рой без рож­де­ствен­ской ел­ки».

Ес­ли у вос­пи­та­те­лей хва­та­ло сме­ло­сти, празд­ни­ки ел­ки устра­и­ва­ли да­же в дет­ских са­дах. Пи­са­тель­ни­ца Ма­ри­эт­та Чу­да­ко­ва рас­ска­зы­ва­ла, что ее мать, ра­бо­тав­шая в 1930-х го­дах в дет­ском са­ду, ни ра­зу не оста­ви­ла сво­их вос­пи­тан­ни­ков без ел­ки.


Раз­го­вор в ма­ши­не

Ви­ди­мо, то об­сто­я­тель­ство, что ел­ку не успе­ли за­быть, спо­соб­ство­ва­ло ее ско­ро­му воз­вра­ще­нию. Ел­ку вне­зап­но ре­ши­ли вер­нуть, при­чем уско­рен­ны­ми тем­па­ми. Все на­ча­лось с ма­ши­ны Ста­ли­на, в ко­то­рой в кон­це де­каб­ря 1935 го­да еха­ла и осмат­ри­ва­ла Моск­ву груп­па пар­тий­ных то­ва­ри­щей. Об этом в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях рас­ска­зы­ва­ет Ни­ки­та Сер­ге­е­вич Хру­щев. «Вы­шли мы, се­ли в ма­ши­ну Ста­ли­на. По­ме­сти­лись все в од­ной. Еха­ли и раз­го­ва­ри­ва­ли. По­сты­шев под­нял то­гда во­прос: "То­ва­рищ Ста­лин, вот бы­ла бы хо­ро­шая тра­ди­ция и на­ро­ду по­нра­ви­лась, а де­тям осо­бен­но при­нес­ла бы ра­дость — рож­де­ствен­ская ел­ка. Мы это сей­час осуж­да­ем. А не вер­нуть ли де­тям ел­ку?". Ста­лин под­дер­жал его: "Возь­ми­те на се­бя ини­ци­а­ти­ву, вы­сту­пи­те в пе­ча­ти с пред­ло­же­ни­ем вер­нуть де­тям ел­ку, а мы под­дер­жим"».

Ска­за­но — сде­ла­но: бук­валь­но на сле­ду­ю­щий день, 28 де­каб­ря 1935 года, в «Прав­де» вы­шла за­мет­ка от име­ни Пав­ла Пет­ро­ви­ча По­сты­ше­ва «Да­вай­те ор­га­ни­зу­ем к но­во­му го­ду де­тям хо­ро­шую ел­ку!» «Ка­кие-то, не ина­че как "ле­вые" за­гиб­щи­ки осла­ви­ли это дет­ское раз­вле­че­ние, как бур­жу­аз­ную за­тею, — рас­суж­дал то­ва­рищ По­сты­шев. — Сле­ду­ет это­му не­пра­виль­но­му осуж­де­нию ел­ки по­ло­жить ко­нец. В шко­лах, дет­ских до­мах, в двор­цах пи­о­не­ров, в дет­ских клу­бах, ки­но и те­ат­рах — вез­де долж­на быть ел­ка! Не долж­но быть ни од­но­го кол­хо­за, где бы прав­ле­ние вме­сте с ком­со­моль­ца­ми не устро­и­ло бы на­ка­ну­не но­во­го го­да ел­ку для сво­их ре­бя­ти­шек».

Еще че­рез день, 29 де­каб­ря 1935 го­да, та же «Прав­да» обе­ща­ет, что в пар­ке Со­коль­ни­ки бу­дет устро­е­на но­во­год­няя ел­ка: «Она бу­дет укра­ше­на все­воз­мож­ны­ми иг­руш­ка­ми, по­дар­ка­ми для де­тей и раз­но­цвет­ны­ми элек­три­че­ски­ми фо­на­ри­ка­ми». 30 де­каб­ря в той же га­зе­те раз­ме­ще­на фо­то­гра­фия огром­ного укра­шен­ного дерева в ма­га­зи­не «Дет­ский мир», а под ней — це­лая за­мет­ка, жи­во­пи­су­ю­щая три­ум­фаль­ное воз­вра­ще­ние ел­ки на ули­цы и в квар­ти­ры всей стра­ны. «По­чти на всех рын­ках Моск­вы вче­ра шла бой­кая тор­гов­ля ел­ка­ми. Мос­ков­ский трест зе­ле­но­го стро­и­тель­ства се­го­дня за­ве­зет на рын­ки до 1500 елок. Дет­ские ма­га­зи­ны с утра оса­жда­ют­ся по­ку­па­те­ля­ми — спра­ши­ва­ют елоч­ные иг­руш­ки и укра­ше­ния... На пло­ща­дях Ки­е­ва вче­ра с утра на­ча­лась бой­кая про­да­жа елок... Ма­стер­ские дет­ской иг­руш­ки на­ча­ли мас­со­вое из­го­тов­ле­ние елоч­ных укра­ше­ний... Во всех шко­лах, пи­о­нер­ских фор­по­стах, клу­бах, ки­но­те­ат­рах Ки­е­ва устра­и­ва­ет­ся око­ло ты­ся­чи елок... 300 школь­ни­ков Ки­ров­ско­го рай­о­на Ле­нин­гра­да при­дут на ел­ку оде­ты­ми в ко­стю­мы ге­ро­ев дет­ских ска­зок...».

Без­услов­но, воз­вра­ще­нию ел­ки спо­соб­ство­ва­ло и I Все­со­юз­ное со­ве­ща­ние ста­ха­нов­цев 17 но­яб­ря 1935 го­да, на ко­то­ром Ста­лин про­из­нес свою зна­ме­ни­тую фра­зу «Жить ста­ло луч­ше, то­ва­ри­щи. Жить ста­ло ве­се­лее».


Елоч­ное стро­и­тель­ство

Уже в 1936 го­ду пол­ным хо­дом шло на­сто­я­щее ком­му­ни­сти­че­ское елоч­ное стро­и­тель­ство. Был со­здан Нар­ком­прос ко­ми­тет по иг­руш­ке, ко­то­рый в том же го­ду вы­пу­стил се­рьез­ный сбор­ник ста­тей «Ел­ка». «Ел­ки 1935 и 1936 года раз­лич­ны, — ана­ли­зи­ру­ет ав­тор ста­тьи "Ел­ка в дет­ском са­ду". — В 1935 году ел­ка бы­ла устро­е­на по­чти экс­пром­том... Ор­га­ни­за­ция ел­ки в 1936 году за­ра­нее об­суж­да­лась, бы­ли учте­ны ошиб­ки про­ве­де­ния ел­ки 1935 года. На со­ве­ща­нии в Нар­ком­про­се бы­ли по­став­ле­ны и об­суж­де­ны во­про­сы: зна­че­ние ел­ки для ре­бят; нуж­но ли де­лать ел­ку сюр­при­зом для де­тей или они долж­ны знать об ее ор­га­ни­за­ции; по окон­ча­нии празд­ни­ка уби­рать ли ел­ку или остав­лять...»

Но­во­год­ние вы­пус­ки всех жур­на­лов не обо­шлись без изоб­ра­же­ния зе­ле­но­го мох­на­то­го де­ре­ва на обложке. Де­кабрь­ский но­мер жур­на­ла «Мур­зил­ка» за 1937 год от­кры­ва­ет­ся ис­то­ри­ей о том, как Мур­зил­ка оза­бо­тил­ся от­сут­стви­ем ел­ки у по­ляр­ни­ков Па­па­ни­на и Крен­ке­ля на Се­вер­ном по­лю­се. «Я изоб­рел прес­со­ван­ную ел­ку, ел­ку-кон­сер­вы, — ли­ку­ет он. — Ее на­до во­ткнуть в снег, по­лить — и че­рез пять ми­нут вы­рас­та­ет но­во­год­няя ел­ка со все­ми укра­ше­ни­я­ми, све­ча­ми и му­зы­кой».

Ста­ли из­да­вать­ся спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные из­да­ния, по­свя­щен­ные исключительно игрушкам и елоч­ным укра­ше­ни­ям. В 1936 году вы­шел пер­вый но­мер жур­на­ла «Со­вет­ская иг­руш­ка» (с 1937 года — «Иг­руш­ка»), ко­то­рый со всей се­рьез­но­стью осве­щал во­про­сы но­во­год­не­го иг­ру­шеч­но­го про­из­вод­ства и тор­гов­ли. И ес­ли в 1936 году он рас­ска­зы­вал в ос­нов­ном о дра­ма­ти­че­ских слу­ча­ях пре­вы­ше­ния спро­са над пред­ло­же­ни­ем («Нуж­но не­мед­лен­но ор­га­ни­зо­вать про­из­вод­ство елоч­ных иг­ру­шек, что­бы в бу­ду­щем го­ду ел­ка не за­ста­ла нас врас­плох»), то в 1939 году здесь уже пи­шут о том, что «пла­ны про­да­жи елоч­ных укра­ше­ний пе­ре­вы­пол­не­ны», а под­го­тов­ка к иг­ру­шеч­ной тор­гов­ле на­чи­на­ет­ся уже в ав­гу­сте. Не об­хо­дит­ся и без кри­ти­ки: «Имея все воз­мож­но­сти к рас­ши­ре­нию ас­сор­ти­мен­та и улуч­ше­нию ка­че­ства стек­лян­ных елоч­ных укра­ше­ний, Жи­лин­ская фаб­ри­ка и за­вод "Ла­бор­при­бор" успо­ко­и­лись на успе­хах по­за­про­шло­го го­да».

 

Ле­нин на ел­ке

С воз­вра­ще­ни­ем ел­ки свя­за­но и бы­то­ва­ние ка­но­ни­че­ских сю­же­тов «Ел­ка в Со­коль­ни­ках» и «Ел­ка в Гор­ках», рас­ска­зы­ва­ю­щих о том, как Ле­нин ве­се­лил­ся на ел­ке с детьми. Ис­то­рия о празднике в Со­коль­ни­ках бы­ла взя­та из ме­му­а­ров Владимира Дмитриевича Бонч-Бру­е­ви­ча. При­чем она в них вто­ро­сте­пен­на и свя­за­на с рас­ска­зом о том, как на пу­ти в Со­коль­ни­ки на ма­ши­ну Ле­ни­на на­па­ли бан­ди­ты, вы­швыр­ну­ли его и шо­фе­ра, по­сле че­го им при­шлось до­би­рать­ся в лес­ную шко­лу пеш­ком. Для ме­му­а­ри­ста го­раз­до важ­нее был сю­жет об опас­но­стях, ко­то­рые по­сто­ян­но гро­зи­ли Ильи­чу, но по­сле три­ум­фаль­но­го воз­вра­ще­ния ел­ки в со­вет­ский быт в 1935 го­ду ис­то­рия о празд­ни­ке в Со­коль­ни­ках по­сте­пен­но ста­ла из­да­вать­ся как от­дель­ный рас­сказ. Впер­вые пе­ре­ра­бо­тан­ный для де­тей текст по­явил­ся вско­ре по­сле опуб­ли­ко­ва­ния ста­тьи По­сты­ше­ва, ко­гда сроч­но по­на­до­би­лись дан­ные, под­твер­жда­ю­щие пра­во­мер­ность воз­вра­ще­ния ел­ки. Уже в 1936 го­ду под на­зва­ни­ем «Вла­ди­мир Ильич на ел­ке» он был вклю­чен в пер­вое со­вет­ское по­со­бие по устрой­ству ел­ки.

Ел­ка в Гор­ках то­же име­ла ме­сто не­за­дол­го до смер­ти Ильи­ча, од­на­ко на ней бы­ло со­всем не так мно­го де­тей, как опи­сы­ва­ет­ся в из­вест­ном сю­же­те: Ле­нин был уже бо­лен, его вы­вез­ли на ко­ляс­ке, и сре­ди го­стей бы­ли толь­ко близ­кие род­ствен­ни­ки и де­ти пер­со­на­ла, об­слу­жи­вав­ше­го Гор­ки.

По­жа­луй, ни­где но­во­год­няя ел­ка не пе­ре­жи­ла столь­ко ме­та­мор­фоз и при­клю­че­ний, как в на­шей стра­не. Со­вет­ская и хри­сти­ан­ская, дет­ская и взрос­лая, по­хо­же, она те­перь с на­ми на­все­гда.

Источник: http://www.rsl.ru/ru/news/231214 

 

Се­го­дня не­воз­мож­но пред­ста­вить Но­вый год и Рож­де­ство без ел­ки: на­ка­ну­не празд­ни­ков елоч­ные ба­за­ры от­кры­ва­ют­ся по всей стра­не, а в га­зе­тах пуб­ли­ку­ют рас­пи­са­ние их ра­бо­ты. Глав­ную ел­ку Рос­сии для Со­бор­ной пло­ща­ди в Мос­ков­ском Крем­ле на­чи­на­ют ис­кать еще ле­том: изу­ча­ют спут­ни­ко­вые сним­ки, осмат­ри­ва­ют с вер­то­ле­та и оце­ни­ва­ют це­лой ко­мис­си­ей. Чуть ме­нее ста лет на­зад все это не­воз­мож­но бы­ло да­же во­об­ра­зить: но­во­год­нюю ел­ку в мо­ло­дой Со­вет­ской стра­не не каж­дый мог се­бе поз­во­лить, а по­том ее и во­все за­пре­ти­ли. О том, как ел­ка по­па­ла в опа­лу и как она вер­ну­лась, мож­но узнать из мно­го­чис­лен­ных до­ку­мен­тов в фон­дах РГБ.

Бы­ту­ет мне­ние, что со­вет­ская власть за­пре­ти­ла ел­ку сра­зу же по­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та. Од­на­ко это не так. В пер­вые го­ды по­сле Ре­во­лю­ции ни­ка­ких спе­ци­аль­ных мер, на­прав­лен­ных про­тив ел­ки, не пред­при­ни­ма­лось. «Из го­да в год, сколь­ко пом­ни­ли се­бя Тур­би­ны, лам­пад­ки за­жи­га­лись у них два­дцать чет­вер­то­го де­каб­ря в су­мер­ки, а ве­че­ром... за­жи­га­лись в го­сти­ной зе­ле­ные ело­вые вет­ви. Но те­перь ко­вар­ная ог­не­стрель­ная ра­на, хри­пя­щий тиф все сби­ли и спу­та­ли», — пи­шет в «Днях Тур­би­ных» Ми­ха­ил Бул­га­ков. В пер­вые го­ды по­сле Ре­во­лю­ции и Граж­дан­ской вой­ны в го­ро­дах, как и преж­де, все еще про­да­ва­лось мно­го елок. Но на­се­ле­ние бед­ство­ва­ло, и ма­ло кто мог поз­во­лить се­бе ку­пить да­же са­мую ма­лень­кую елоч­ку. Му­жи­ки из при­го­род­ных де­ре­вень, при­во­зив­шие в го­род ел­ки, те­ря­ли пре­дрож­де­ствен­ский за­ра­бо­ток.

 

 

 

 

 

 

 

«Толь­ко тот, кто друг по­пов, Ел­ку празд­но­вать го­тов»

В 1927 го­ду на­ча­лась си­сте­ма­ти­че­ская ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная ра­бо­та. Вме­сте с Рож­де­ством от­ме­ня­лась и ел­ка, ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся по­пов­ским обы­ча­ем. Жур­нал «Без­бож­ник у стан­ка» (№ 12, 1928) ви­дит осо­бен­ную опас­ность, ис­хо­дя­щую от нее: за­мет­ка «Проч­ность пред­рас­суд­ка» раз­об­ла­ча­ет всех, кто ста­вит ел­ку, за­яв­ляя, что она не свя­за­на с ре­ли­ги­ей, а все­го лишь дань тра­ди­ции. «Рож­де­ствен­ская ел­ка — это фе­тиш. Вы­бро­сив ико­ны за ок­но, мы пря­чем бо­га за ел­ку. С этим по­зор­ным яв­ле­ни­ем не­об­хо­ди­мо кон­чать. Ко­неч­но, нет и не долж­но быть ме­ста ни ел­ке, ни рож­де­ствен­ским по­дар­кам».

В сле­ду­ю­щем го­ду тот же «Без­бож­ник у стан­ка» про­дол­жа­ет борь­бу с ел­кой, вспо­ми­ная пла­кат, на ко­то­ром изоб­ра­жен «сек­тант», сто­я­щий на «свя­щен­ных кни­гах» и дер­жа­щий в ру­ках крест, ко­то­рый он ис­поль­зу­ет как уди­ли­ще. Лес­ка за­кан­чи­ва­ет­ся крюч­ком, скры­тым в рож­де­ствен­ской ел­ке, на ко­то­рую за­ча­ро­ван­но смот­рит маль­чу­ган, про­тя­ги­вая к ней ру­ки, в то вре­мя как ко­вар­ный «сек­тант» ду­ма­ет: «Сле­жу за рыб­кой жад­но я. / Вот елоч­ка на­ряд­ная, / За­ме­сто чер­вяч­ка. / Еще даю кон­фе­ты я. / Авось, при­ман­кой этой / Пой­маю про­стач­ка».

 

 

По­доб­но­го ро­да пла­ка­ты ста­ли обыч­ны­ми для га­зе­ты «Пи­о­нер­ская прав­да» и дет­ских жур­на­лов тех лет. Пред­но­во­год­ни­ми ве­че­ра­ми по ули­цам хо­ди­ли де­жур­ные и вгля­ды­ва­лись в ок­на квар­тир: не све­тят­ся ли где-ни­будь ог­ни елок. В шко­лах ста­ли про­во­дить­ся «ан­ти­рож­де­ствен­ские ве­че­ра», на ко­то­рых ин­сце­ни­ро­ва­лись вы­сме­и­ва­ю­щие по­пов и цер­ковь пьес­ки.

«Ре­ли­ги­оз­ность ре­бен­ка на­чи­на­ет­ся имен­но с ел­ки, ко­то­рая, за­пол­няя со­бой все его су­ще­ство, за­ра­жа­ет ре­ли­ги­оз­ным на­стро­е­ни­ем, ве­рой в та­ин­ствен­ные си­лы. Ре­бе­нок отрав­ля­ет­ся ре­ли­ги­оз­ным ядом и по­лу­ча­ет не­вер­ное пред­став­ле­ние об окру­жа­ю­щем ми­ре, что в даль­ней­шем за­труд­ня­ет его уче­бу и ра­бо­ту», — со­об­ща­ет бро­шю­ра Н. Амо­со­ва «Про­тив рож­де­ствен­ской ел­ки» («Без­бож­ник», 1930).

Ха­рак­тер­но, что борь­ба с ре­ли­ги­оз­ным обы­ча­ем со­еди­ни­лась с кам­па­ни­ей по за­щи­те ле­са. Жур­нал «Ис­кор­ка» (№ 12, 1928) ци­ти­ру­ет юных на­ту­ра­ли­стов Мос­ков­ской био­стан­ции: «На "рож­де­ство" хо­тят все, что­бы у них бы­ла ел­ка. А нас, де­тей, так мно­го, что из-за это­го не­хо­ро­ше­го празд­ни­ка сру­ба­ют­ся це­лые мил­ли­о­ны мо­ло­дых елок и со­се­нок. А раз­ве это хо­ро­шо? Бу­дем бе­реж­ли­во от­но­сить­ся к ле­су и не устра­и­вать рож­де­ствен­ских елок. Мож­но и без них хо­ро­шо по­ве­се­лить­ся». В 1931 го­ду ле­нин­град­ский дет­ский жур­нал «Чиж» по­ме­стил сти­хо­тво­ре­ние Алек­сандра Вве­ден­ско­го: «Не поз­во­лим мы ру­бить / мо­ло­дую ел­ку, / не да­дим ле­са гу­бить, / вы­ру­бать без тол­ку. / Толь­ко тот, кто друг по­пов, / Ел­ку празд­но­вать го­тов! / Мы с то­бой — вра­ги по­пам, / Рож­де­ства не на­до нам».

В ре­зуль­та­те ел­ка «ушла в под­по­лье»: в се­мьях, вер­ных до­ре­во­лю­ци­он­ным тра­ди­ци­ям, ее про­дол­жа­ли устра­и­вать, за­на­ве­ши­вая ок­на оде­я­ла­ми. Пи­са­тель­ни­ца Ири­на Ток­ма­ко­ва вспо­ми­на­ет: «Свет­лый празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва был под за­пре­том, но на­ша ма­ма, вы­рос­шая еще до ре­во­лю­ции, не ска­зать, что­бы уж очень ре­ли­ги­оз­ный че­ло­век, од­на­ко чтя­щий тра­ди­цию, на­ша ма­ма ни ра­зу не оста­ви­ла нас с сест­рой без рож­де­ствен­ской ел­ки».

Ес­ли у вос­пи­та­те­лей хва­та­ло сме­ло­сти, празд­ни­ки ел­ки устра­и­ва­ли да­же в дет­ских са­дах. Пи­са­тель­ни­ца Ма­ри­эт­та Чу­да­ко­ва рас­ска­зы­ва­ла, что ее мать, ра­бо­тав­шая в 1930-х го­дах в дет­ском са­ду, ни ра­зу не оста­ви­ла сво­их вос­пи­тан­ни­ков без ел­ки.

 


Раз­го­вор в ма­ши­не

Ви­ди­мо, то об­сто­я­тель­ство, что ел­ку не успе­ли за­быть, спо­соб­ство­ва­ло ее ско­ро­му воз­вра­ще­нию. Ел­ку вне­зап­но ре­ши­ли вер­нуть, при­чем уско­рен­ны­ми тем­па­ми. Все на­ча­лось с ма­ши­ны Ста­ли­на, в ко­то­рой в кон­це де­каб­ря 1935 го­да еха­ла и осмат­ри­ва­ла Моск­ву груп­па пар­тий­ных то­ва­ри­щей. Об этом в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях рас­ска­зы­ва­ет Ни­ки­та Сер­ге­е­вич Хру­щев. «Вы­шли мы, се­ли в ма­ши­ну Ста­ли­на. По­ме­сти­лись все в од­ной. Еха­ли и раз­го­ва­ри­ва­ли. По­сты­шев под­нял то­гда во­прос: "То­ва­рищ Ста­лин, вот бы­ла бы хо­ро­шая тра­ди­ция и на­ро­ду по­нра­ви­лась, а де­тям осо­бен­но при­нес­ла бы ра­дость — рож­де­ствен­ская ел­ка. Мы это сей­час осуж­да­ем. А не вер­нуть ли де­тям ел­ку?". Ста­лин под­дер­жал его: "Возь­ми­те на се­бя ини­ци­а­ти­ву, вы­сту­пи­те в пе­ча­ти с пред­ло­же­ни­ем вер­нуть де­тям ел­ку, а мы под­дер­жим"».

Ска­за­но — сде­ла­но: бук­валь­но на сле­ду­ю­щий день, 28 де­каб­ря 1935 года, в «Прав­де» вы­шла за­мет­ка от име­ни Пав­ла Пет­ро­ви­ча По­сты­ше­ва «Да­вай­те ор­га­ни­зу­ем к но­во­му го­ду де­тям хо­ро­шую ел­ку!» «Ка­кие-то, не ина­че как "ле­вые" за­гиб­щи­ки осла­ви­ли это дет­ское раз­вле­че­ние, как бур­жу­аз­ную за­тею, — рас­суж­дал то­ва­рищ По­сты­шев. — Сле­ду­ет это­му не­пра­виль­но­му осуж­де­нию ел­ки по­ло­жить ко­нец. В шко­лах, дет­ских до­мах, в двор­цах пи­о­не­ров, в дет­ских клу­бах, ки­но и те­ат­рах — вез­де долж­на быть ел­ка! Не долж­но быть ни од­но­го кол­хо­за, где бы прав­ле­ние вме­сте с ком­со­моль­ца­ми не устро­и­ло бы на­ка­ну­не но­во­го го­да ел­ку для сво­их ре­бя­ти­шек».

Еще че­рез день, 29 де­каб­ря 1935 го­да, та же «Прав­да» обе­ща­ет, что в пар­ке Со­коль­ни­ки бу­дет устро­е­на но­во­год­няя ел­ка: «Она бу­дет укра­ше­на все­воз­мож­ны­ми иг­руш­ка­ми, по­дар­ка­ми для де­тей и раз­но­цвет­ны­ми элек­три­че­ски­ми фо­на­ри­ка­ми». 30 де­каб­ря в той же га­зе­те раз­ме­ще­на фо­то­гра­фия огром­ного укра­шен­ного дерева в ма­га­зи­не «Дет­ский мир», а под ней — це­лая за­мет­ка, жи­во­пи­су­ю­щая три­ум­фаль­ное воз­вра­ще­ние ел­ки на ули­цы и в квар­ти­ры всей стра­ны. «По­чти на всех рын­ках Моск­вы вче­ра шла бой­кая тор­гов­ля ел­ка­ми. Мос­ков­ский трест зе­ле­но­го стро­и­тель­ства се­го­дня за­ве­зет на рын­ки до 1500 елок. Дет­ские ма­га­зи­ны с утра оса­жда­ют­ся по­ку­па­те­ля­ми — спра­ши­ва­ют елоч­ные иг­руш­ки и укра­ше­ния... На пло­ща­дях Ки­е­ва вче­ра с утра на­ча­лась бой­кая про­да­жа елок... Ма­стер­ские дет­ской иг­руш­ки на­ча­ли мас­со­вое из­го­тов­ле­ние елоч­ных укра­ше­ний... Во всех шко­лах, пи­о­нер­ских фор­по­стах, клу­бах, ки­но­те­ат­рах Ки­е­ва устра­и­ва­ет­ся око­ло ты­ся­чи елок... 300 школь­ни­ков Ки­ров­ско­го рай­о­на Ле­нин­гра­да при­дут на ел­ку оде­ты­ми в ко­стю­мы ге­ро­ев дет­ских ска­зок...».

Без­услов­но, воз­вра­ще­нию ел­ки спо­соб­ство­ва­ло и I Все­со­юз­ное со­ве­ща­ние ста­ха­нов­цев 17 но­яб­ря 1935 го­да, на ко­то­ром Ста­лин про­из­нес свою зна­ме­ни­тую фра­зу «Жить ста­ло луч­ше, то­ва­ри­щи. Жить ста­ло ве­се­лее».

 


Елоч­ное стро­и­тель­ство

Уже в 1936 го­ду пол­ным хо­дом шло на­сто­я­щее ком­му­ни­сти­че­ское елоч­ное стро­и­тель­ство. Был со­здан Нар­ком­прос ко­ми­тет по иг­руш­ке, ко­то­рый в том же го­ду вы­пу­стил се­рьез­ный сбор­ник ста­тей «Ел­ка». «Ел­ки 1935 и 1936 года раз­лич­ны, — ана­ли­зи­ру­ет ав­тор ста­тьи "Ел­ка в дет­ском са­ду". — В 1935 году ел­ка бы­ла устро­е­на по­чти экс­пром­том... Ор­га­ни­за­ция ел­ки в 1936 году за­ра­нее об­суж­да­лась, бы­ли учте­ны ошиб­ки про­ве­де­ния ел­ки 1935 года. На со­ве­ща­нии в Нар­ком­про­се бы­ли по­став­ле­ны и об­суж­де­ны во­про­сы: зна­че­ние ел­ки для ре­бят; нуж­но ли де­лать ел­ку сюр­при­зом для де­тей или они долж­ны знать об ее ор­га­ни­за­ции; по окон­ча­нии празд­ни­ка уби­рать ли ел­ку или остав­лять...»

Но­во­год­ние вы­пус­ки всех жур­на­лов не обо­шлись без изоб­ра­же­ния зе­ле­но­го мох­на­то­го де­ре­ва на обложке. Де­кабрь­ский но­мер жур­на­ла «Мур­зил­ка» за 1937 год от­кры­ва­ет­ся ис­то­ри­ей о том, как Мур­зил­ка оза­бо­тил­ся от­сут­стви­ем ел­ки у по­ляр­ни­ков Па­па­ни­на и Крен­ке­ля на Се­вер­ном по­лю­се. «Я изоб­рел прес­со­ван­ную ел­ку, ел­ку-кон­сер­вы, — ли­ку­ет он. — Ее на­до во­ткнуть в снег, по­лить — и че­рез пять ми­нут вы­рас­та­ет но­во­год­няя ел­ка со все­ми укра­ше­ни­я­ми, све­ча­ми и му­зы­кой».

Ста­ли из­да­вать­ся спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные из­да­ния, по­свя­щен­ные исключительно игрушкам и елоч­ным укра­ше­ни­ям. В 1936 году вы­шел пер­вый но­мер жур­на­ла «Со­вет­ская иг­руш­ка» (с 1937 года — «Иг­руш­ка»), ко­то­рый со всей се­рьез­но­стью осве­щал во­про­сы но­во­год­не­го иг­ру­шеч­но­го про­из­вод­ства и тор­гов­ли. И ес­ли в 1936 году он рас­ска­зы­вал в ос­нов­ном о дра­ма­ти­че­ских слу­ча­ях пре­вы­ше­ния спро­са над пред­ло­же­ни­ем («Нуж­но не­мед­лен­но ор­га­ни­зо­вать про­из­вод­ство елоч­ных иг­ру­шек, что­бы в бу­ду­щем го­ду ел­ка не за­ста­ла нас врас­плох»), то в 1939 году здесь уже пи­шут о том, что «пла­ны про­да­жи елоч­ных укра­ше­ний пе­ре­вы­пол­не­ны», а под­го­тов­ка к иг­ру­шеч­ной тор­гов­ле на­чи­на­ет­ся уже в ав­гу­сте. Не об­хо­дит­ся и без кри­ти­ки: «Имея все воз­мож­но­сти к рас­ши­ре­нию ас­сор­ти­мен­та и улуч­ше­нию ка­че­ства стек­лян­ных елоч­ных укра­ше­ний, Жи­лин­ская фаб­ри­ка и за­вод "Ла­бор­при­бор" успо­ко­и­лись на успе­хах по­за­про­шло­го го­да».

 

 

Ле­нин на ел­ке

С воз­вра­ще­ни­ем ел­ки свя­за­но и бы­то­ва­ние ка­но­ни­че­ских сю­же­тов «Ел­ка в Со­коль­ни­ках» и «Ел­ка в Гор­ках», рас­ска­зы­ва­ю­щих о том, как Ле­нин ве­се­лил­ся на ел­ке с детьми. Ис­то­рия о празднике в Со­коль­ни­ках бы­ла взя­та из ме­му­а­ров Владимира Дмитриевича Бонч-Бру­е­ви­ча. При­чем она в них вто­ро­сте­пен­на и свя­за­на с рас­ска­зом о том, как на пу­ти в Со­коль­ни­ки на ма­ши­ну Ле­ни­на на­па­ли бан­ди­ты, вы­швыр­ну­ли его и шо­фе­ра, по­сле че­го им при­шлось до­би­рать­ся в лес­ную шко­лу пеш­ком. Для ме­му­а­ри­ста го­раз­до важ­нее был сю­жет об опас­но­стях, ко­то­рые по­сто­ян­но гро­зи­ли Ильи­чу, но по­сле три­ум­фаль­но­го воз­вра­ще­ния ел­ки в со­вет­ский быт в 1935 го­ду ис­то­рия о празд­ни­ке в Со­коль­ни­ках по­сте­пен­но ста­ла из­да­вать­ся как от­дель­ный рас­сказ. Впер­вые пе­ре­ра­бо­тан­ный для де­тей текст по­явил­ся вско­ре по­сле опуб­ли­ко­ва­ния ста­тьи По­сты­ше­ва, ко­гда сроч­но по­на­до­би­лись дан­ные, под­твер­жда­ю­щие пра­во­мер­ность воз­вра­ще­ния ел­ки. Уже в 1936 го­ду под на­зва­ни­ем «Вла­ди­мир Ильич на ел­ке» он был вклю­чен в пер­вое со­вет­ское по­со­бие по устрой­ству ел­ки.

Ел­ка в Гор­ках то­же име­ла ме­сто не­за­дол­го до смер­ти Ильи­ча, од­на­ко на ней бы­ло со­всем не так мно­го де­тей, как опи­сы­ва­ет­ся в из­вест­ном сю­же­те: Ле­нин был уже бо­лен, его вы­вез­ли на ко­ляс­ке, и сре­ди го­стей бы­ли толь­ко близ­кие род­ствен­ни­ки и де­ти пер­со­на­ла, об­слу­жи­вав­ше­го Гор­ки.

По­жа­луй, ни­где но­во­год­няя ел­ка не пе­ре­жи­ла столь­ко ме­та­мор­фоз и при­клю­че­ний, как в на­шей стра­не. Со­вет­ская и хри­сти­ан­ская, дет­ская и взрос­лая, по­хо­же, она те­перь с на­ми на­все­гда.

     

 

  • Комментарии не найдены

ptichki-news-divider

Церковный календарь

Посетите наши сайты!

00000022
12144logo
 
emblema hram
 
sd54wdOiBPA-e1570383925289
 
palomnik
552221000

elitanacii

Достижения

0000001414141415288775410

НФ "ДЕОЦ"

99989898744

Поволжский православный институт

c65566

Кто на сайте

Сейчас 254 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Внимание!

knopka b

3PgUEMk4lfU 1

baf696WzQQc

879480002222

48775272727770000

4240444444

4527336665544

87987987987956

0104244

3416545665

8798755

Музыкальный спектакль "Чудо в Рождественскую ночь"

Радио гимназии

Музей "Русская изба"

94 russkaja izba 1

made by KwebeK