1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Пятница, 28 Июля 2017

написать письмо

Новости гимназии

Долгий короткий путь к святыням (часть 1)

Если эта статья показалась вам полезной, пожалуйста, проголосуйте за нее. Это поможет другим быстрее найти эту статью из множества других менее полезных.
( 14 Голосов ) 

Паломническая поездка. Часть 1

К встрече со святынями любой православный человек готовится всю жизнь. Но и посетить за пять дней пять городов и десятки храмов – это долгое путешествие. С другой стороны,  пять насыщенных дней паломнической поездки в Ярославль, которые подарили учащим и учащимся Православной гимназии отец Димитрий и матушка Юлия, пролетели мигом, оставив после себя огромное количество мыслей, эмоций и еще не разобранных впечатлений.

Важно сказать, что путешествие это было отменно продумано и подготовлено, начиная от сложного интересного маршрута, заканчивая комфортабельным автобусом, вкусными завтраками, обедами и ужинами и беспрепятственным посещением всех святых для православного человека мест. Этому очень сопутствовало присутствие отца Димитрия и безусловное уважение к нему и экскурсоводов, и настоятелей храмов, и священнослужителей, и иных церковных и светских людей. Лучшего лектора, чем директор Православной классической гимназии, найти сложно. Когда рядом не было экскурсовода (а это было всю дорогу из Москвы в Сергиев Посад, Переславль, Ростов, Ярославль и обратно), или  наш гид затруднялся и путался в чем-то, отец Димитрий баловал всю группу историческими и культурологическими размышлениями, экскурсами и, что особенно ценно, личными воспоминаниями и впечатлениями о тех местах, где они с матушкой Юлией бывали неоднократно. Надо с благодарностью сказать, что присутствие отца Димитрия с его энергией, волей, неутомимостью, глубокими знаниями, придало паломнической поездке необыкновенную яркость и духовную наполненность.

О том, насколько тщательно готовилась поездка, можно было понять и по «домашним заданиям». Преподаватели и ученики гимназии – Трофимова Анастасия Владимировна, Филатов Елена Владимировна, Лескина Евдокия и Титов Артем - заранее подготовили выступления о житии святых, памятные места, связанные с которыми, мы планировали посетить.

Сергиев Посад (3 мая)

Первым городом, который мы посетили, стал Сергиев Посад - единственный город в Московской области, который включен в состав Золотого кольца России. Конечно, главное, ради чего мы заехали в этот маленький старинный городок – это возможность посещения  Троице-Сергиевой Лавры. Хотя, надо отдать должное, в этой маленькой «жемчужинке» Золотого кольца располагается еще свыше 250 памятников истории и культуры.

Например, уникальный Музей игрушки, в котором хранится свыше 30 тысяч работ местных мастеров. Музей был основан в Москве в 1918г. художником, коллекционером, музейным деятелем Николаем Дмитриевичем Бартрамом и только в 1931г. переехал в Сергиев Посад (тогда Загорск). В свое время по посещаемости Музей игрушки превосходила только Третьяковская галерея.  Музей располагается в старинном особняке красного кирпича  над Келарским прудом напротив Троице-Сергиевой лавры. Мы посмотрели несколько экспозиций: «Русская народная игрушка», «Игрушка стран Востока», «Русская и западноевропейская игрушка XIX - начала XX века», а также ознакомились с уникальной коллекцией «Игрушки царской семьи», возможность увидеть которую в годовщину столетия Февральской революции, стало особенно знаковой.

Экспонаты для этой коллекции поступали в музей Бартрама на протяжении 1920-х годов из бывших царских дворцов: Екатерининского и Александровского в Царском селе, Аничкова и Таврического в Санкт-Петербурге, Гатчинского, Большого Ливадийского и принадлежали детям царской семьи.Куклы; солдатики; детские фарфоровые сервизы; игрушечные интерьеры; железная дорога и дажевыполненный из дуба мебельный гарнитур, состоящий из кресла-трона и стола, который был подарен царевичу Алексею в честь 300-летия династии Романовых – все это является трогательным свидетельством счастливого детства юных отпрысков императорской семьи.

Однако, царские дети получали игрушки-развлечения преимущественно только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества, всевозможные развивающие игры (лото, кубики, настольно-печатные игры, картонные наборы для изучения языков, географии). Для нас эти игрушки стали настоящим открытием и, возможно, какие-то развивающие игры, сделанные по примеру тех, в которые играли дети последнего русского императора, скоро появятся в Православной гимназии.

А дальше наш путь лежал в Троице-Сергиеву Лавру. Сама история Сергиева Посада отсчитывается с 1345 года и связана с  Троице-Сергиевым монастырем. Его основателем стал преподобный Сергий Радонежский. В экскурсии по Лавре нас сопровождал магистрант Московской духовной академии Артемий, друг выпускника нашей гимназии, тоже учащегося академии, Иосифа Щербакова. И как представил его отец Димитрий: «Молодой человек, подающий большие надежды».

Артемий и вправду тепло, любовно, а иногда с доброй улыбкой познакомил нас с большим духовным домом, которым является Лавра для священников, братии, учащихся и учащих академии, работников многочисленных мастерских. Мы посетили Свято-Троицкий собор и с благоговением приложились к мощам преподобного Сергия Радонежского. В соборе шла служба, полумрак, мерцание свечей, лики старинных икон на пятиярусном иконостасе – это был первый незабываемый храм, который мы посетили в нашей паломнической поездке. Сама мысль о том, что иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева, вызывала трепет.

Мы побывали и в Никоновской церкви. Она поставлена над гробом преемника и ученика Троицкого первоигумена преподобного Никона Радонежского, вплотную примыкает к Троицкому собору, и воспринимается с ним как единое целое. В Никоновском приделе Троицкого собора собраны великие святыни. Здесь находится почитаемый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», часть камня от Гроба Господня, образ святителя Московского Алексия, многочисленные мощи святых, к которым у нас была возможность приложиться.

Отец Димитрий и Артемий рассказали нам об архитектуре храмов Троице-Сергиевой Лавры, начиная с самого старого Троицкого, белокаменного, массивного, лаконичного,  купол которого сохранил шлемовидную форму, а камень для постройки возили издалека. Собор пытались перестраивать и достраивать, но он пережил все вмешательства и сохранил свой величественный первоначальный облик. Все остальные храмы Лавры были построены гораздо позже – в XVII-XVIII вв., последним стала колокольня высотой 88 м. (что на 6 м. больше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле). Она получила заслуженную славу красивейшей на Руси. Рассказали нам и о том, как сложно было преподобному Сергию Радонежскому и его последователям строить монастырь  в глухом бору, на берегу речки Кончуры.

Артемий провел нас экскурсией по Московской духовной академии. Мы посетили Академический храм Покрова Пресвятой Богородицы, где в необычной гармонии соседствуют древние иконы, иконы современного письма и настенная роспись. Прошли по вновь отремонтированной галерее возле актового зала, где увидели на стенах портреты тех почитаемых священников, кто основал академию, обучал и растил новые поколения духовных людей России. Заглянули в аудитории, где ежедневно проходит самостоятельная подготовка студентов к занятиям. Отрадно было видеть склоненные головы, которые почти не были видны за высокими пирамидами книг и фолиантов. Нас необыкновенно вкусно покормили в красивой трапезной.

Особенным подарком стало посещение Церковно-археологического кабинета, который был создан в 1871 году, а после Октябрьской революции полностью разграблен. По сути – это уникальный художественный музей, который располагается в 12 залах бывших Царских чертогов. Здесь представлены иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и печатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живописьи реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей. Коллекция Церковно-археологического кабинета огромна и драгоценна,  и, как пояснил Артемий, пополняется во многом за счет спасенных икон из разных храмов. Мы увидели, как создают свои учебные работы учащиеся Иконописной школы – несколько девушек тщательно делали копии с древних икон.

После всего увиденного и услышанного у нас осталось немного свободного времени, чтобы еще раз посетить храмы, приобрести подарки близким, набрать целебной воды в Успенском кладезе и поехать дальше. Ведь нас ждал Переславль.

Паломническая поездка. Часть 2. Переславль-Залесский (4 мая)

Переславские святыни полны чудес и духовных потрясений. Знакомство с Переславлем-Залесским началось еще накануне вечером, когда неутомимый отец Димитрий вместе с самыми стойкими участниками нашей группы пешком отправился знакомиться с городом и Плещеевым озером.

Легендарное озеро является сердцем национального парка «Плещеево озеро». Возраст его составляет более 30 тысяч лет, и это одно из самых крупных и красивых озер средней полосы России. По одному из народных преданий, название свое озеро получило от свойства выплескивать все, что в него попадает извне. Так, согласно легенде, многократно выбирался из озерной глубины 12-тонный Синь-камень – языческое капище мерян и древних славян. Камень и сейчас находится на территории плещеевского национального парка. В поездке по переславским достопримечательностям мы все время кружили вокруг Плещеева озера, видели стальной блеск его неспокойного водного зеркала, ощущали его влажное дыханье. Глубина озера достигает 25 метров и весной можно разглядеть каждую складку на озерном дне. Так же как у Байкала, у Плещеева озера всего одна река-бегланка – Векса. Все остальные 19 речек и ручьев, включая Трубеж, впадают в озеро, подпитывая его жизнь.

Утром следующего дня вся группа в полном составе отправилась на встречу со святынями древнего Переславля. Сейчас это небольшой город с населением около 40 тысяч человек. Центр города – старинные одноэтажные домики. Но, благодаря своей исторической уникальности, город обладает статусом областного значения. Основал Переславль Юрий Долгорукий в 1152 г., и по тем временам это был огромный город – больше него были только Киев и Смоленск. Строился Переславль-Залесский на болотистой равнине на берегу Плещеева озера в месте впадения в него речки Трубеж, как будущая столица Северо-Восточной Руси. Точно также спустя  почти пятьсот лет на другой болотистой равнине еще один великий российский правитель - Петр I -  возвел новую северную столицу – Санкт-Петербург. Весьма символично, что свою первую Потешную флотилию Петр I строил именно здесь - на Плещеевом озере возле Переславля.

В Перславле-Залесском 6 монастырей (из них 4 действующих), которые нам предстояло посетить и 9 церквей и соборов. Первым монастырем нашего паломничества стал Никитский мужской монастырь – один из древнейших монастырей России. Нынешние насельники считают датой основания монастыря 1010 г. В давние времена здесь часто паломничали Иван Грозный, Петр I и многие другие представители царственного дома Романовых. Мы подъезжали к монастырю ранним солнечным утром и издалека Никитский монастырь, построенный на возвышенности, казался белым городом, обнесенным высокой стеной с бойницами, башнями и колокольнями.

Главной святыней монастыря считаются мощи преподобного Никиты Столпника, которые находятся в Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, и которую мы, конечно же посетили, поднявшись по длинной деревянной лестнице. Еще одна святыня - это железные кованые цепи-вериги. Их преподобный носил не снимая. По одной из легенд именно за них его и убили, приняв натертые до блеска от беспрестанного ношения, вериги за серебряные.Когда-то грешник, мытарь, после глубокого покаяния великомученик Никита был награжден даром целительства. Почти все время он проводил в неустанной молитве в глубокой яме-колодце, где можно было находиться только стоя. Яму-столп он сам и вырыл в ней и принял мученическую смерть. Сейчас над этим святым местом стоит маленькая церковь с луковичным куполом - столп-часовня Никиты Столпника. Трудно передать те трепетные впечатления, которые мы испытали, спустившись вниз в темное, узкое, сырое помещение, а ведь преподобный провел здесь долгие годы в посте и молитве!

Самой старой и главной постройкой  монастыря является пятиглавый собор Великомученика Никиты. Несколько раз этот храм возрождался и умирал. В 1984 г., на Ильин день, в отреставрированном Никитском соборе,  в результате грубых просчётов реставраторов обрушился центральный купол, проломив при падении и своды храма. Но сейчас этот величественный светлый храм полностью восстановлен, и завершаются реставрационные и строительные работы по его внутренней отделке. Часть монастыря закрыта для осмотра, чтобы не тревожить проживающую в нем братию.

Следующим местом паломничества стал для нас Никольский женский монастырь. Там нас ожидала встреча с другой великой святыней – Корсунским крестом, который  хранится в Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря. Эта святыня связана с первыми веками христианства на Руси и считается одной из древнейших святынь.  Двухметровый запрестольный дубовый крест, размахом почти полтора метра, обит золоченой медью, украшен серебром, полудрагоценными камнями, жемчугом и дробницами с изображением святых. Мощи святых, которые ранее были в этих дробницах, были, к сожалению, разграблены. В монастыре также хранятся многочисленные мощи святых, в том числе преподобного Корнилия Молчальника, и благоверного Андрея Смоленского. В лихие годы советского безверия на территории монастыря располагались животноводческая база, мастерские, интернат для детей с задержкой развития. Но позже монастырь вернули церкви. В 2003 г. на средства благотворителя В.И.Тырышкина был заново возведен взорванный в 1937 г.  главный собор Никольского монастыря во имя Николая Чудотворца. Так и хочется пожелать: да не оскудеет земля наша такими людьми!

Дальнейший путь наш лежал в Свято-Троицкий Данилов монастырь. Он был основан в начале XVI в. Даниилом Переславским на месте божедомья (братских могил бедняков и бродяг). С монастырского холма, вблизи Сокольской слободы, где раньше жили сокольники, выращивавшие птиц для царской охоты, открывается потрясающе красивый вид на город и окрестности.  После того, как через монументальные ворота мы вошли на территорию монастыря, отец Димитрий подвел нас к свежей могиле с простым крестом и рассказал о том, что в июле 2016 г. в Даниловом монастыре в своей келье был убит настоятель монастыря игумен Даниил (Соколов), трудами которого и восстанавливалась в последнее время эта обитель. Ему было всего 42 года. Не понятно, на что рассчитывали убийцы, ведь грабить было нечего – монастырь только начинает обретать жизнь, братия живет скудно, сейчас в монастыре всего 3 монаха, включая настоятеля.

Главный храм Данилова монастыря -Троицкий собор – второй по древности в городе после Спасо-Преображенского. Он был возведен по велению царя Василия III в честь рождения сына Ивана, будущего царя Грозного. Из построенных в то время храмов только Троицкий собор дошел до нас без существенных переделок. Собор очень прост и монументален, внутри почти нет убранства, зато есть замечательные фрески XVII в. Гурия Никитина и Силы Савина. Мы поднялись в церковь Похвалы Божией Матери, которая, наоборот отличается красивой внешней отделкой – окна с резными наличниками, стены с резными капителями, декоративные раковины и колонки под крышей, а также сложным декором внутреннего пространства. Помолились в церкви Всех Святых, которая первоначально была построена преподобным Даниилом. Сбоку в церкви есть помещение с окошечком в храм, в котором монахам хватало места только стоять и молиться, присоединяясь к службе в храме. Отец Димитрий пообщался с монастырской братией и мы двинулись в дальнейший путь.

И снова нас ожидала встреча с древним переславским монастырем – Федоровским женским монастырем, который был заложен в 1304 г. в память трагического события в истории России – победы русских над русскими. По преданию в день памяти Феодора Стратилата произошла кровопролитная битва между войсками московского и тверского князей, полегло много воинов. До середины XVII в. монастырь был мужским, но в жизнь его снова вмешивается трагическая история. После страшной эпидемии моровой язвы в Переславле осталось много вдов и осиротевших девушек в страшной нужде, которым некуда было податься. По решению Патриарха Иосифа мужской монастырь, в котором жило тогда всего 10 монахов, был преобразован в женский.

Может быть, этот монастырь и не выглядит таким внушительным и роскошным, как другие монастыри Переславля, но он очень уютный и спокойный. Во Введенской церквимонастыря хранится чудотворный образ Андрониковской иконы Божией Матери, которая прославилась многими чудесами и помощью в исцелении, житейских нуждах  и во многом другом. Никто не отходит от  образа Матери Божией «тощ и неуслышан». Мы тоже оставили в ящичке киота чудотворной иконы молитвенные обращения с надеждой на ее великую любовь.

Успенский Горицкий монастырь оставил после себя неоднозначное впечатление: смешение музейного-сувенирного и церковного формата. Это единственный из 5 древних сохранившихся монастырей города, который до сих пор не передан Ярославской епархии Русской Православной Церкви - вот уже почти 100 лет в монастыре находится музей. Располагается монастырь на возвышенности, отсюда и его название. Когда был основан Горицкий монастырь, точно не известно. В 1722 г. в пожаре был уничтожен весь архив монастыря. Однако известно, что в конце XIVв. он был разорен войсками хана Тохтамыша, а затем восстановлен женой великого князя Дмитрия Донского Евдокией в память о ее чудесном спасении от татар. В монастыре действуют музейные выставки, есть несколько отличных смотровых площадок, на одну из которых в Звоннице мы поднялись. Отсюда открывается действительно чудесный вид на старый город и Плещеево озеро. Несмотря на активную посещаемость, монастырь находится в изрядной ветхости и запустении и терпеливо ждет своего возвращения в лоно церкви.

Ну и, конечно, мы не могли не посетить самую главную историческую площадь города – Красную. С этого места, собственно, и начинался Переславль-Залесский и площадь эта когда-то была вечевой. Здесь гордо высится «визитная карточка» города – Спасо-Преображенский собор. Этот строгий белокаменный храм заложенный в середине XIIв. Юрием Долгоруким. Здание «вросло» в землю на 90 см. В палатах рядом с собором родился Александр Невский, в этом же соборе он венчался и крестился. А рядом на площади стоит установленный ему памятник. Спасо-Преображенский собор стал местом крещения и усыпальницей многих переславских князей. Здесь возвели в сан игумена преподобного Сергия Радонежского. На стенах собора есть несколько древнерусских граффити, одно из которых мы видели сами, и уникальная надпись-сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского со списком имён его убийц – такой привет нам из далекого прошлого. Внутрь храма мы не попали, но там сейчас практически остались только голые стены. Фрески храма когда-то посчитали «не имеющими исторической и художественной ценности» и счистили, а исключительная икона Преображение Феофана Грека хранится в Третьяковской галерее.

Спасо-Преображенский собор стоит ближе к  земляным валам – древним укреплениям. На эти валы, высотой 10 метров, мы поднялись по крутой деревянной лестнице. Вьющиеся лентой вдоль реки Трубеж, земляные валы, ширина которых 6 м., являются любимым местом отдыха переславцев. Даже нахмурившаяся погода не помешала нам получить удовольствие от прогулки по земляным укреплениям. Учитывая культурный слой, который нарос за восемь с половиной веков, можно только представить их былую мощь!

Когда смотришь с земляного вала в сторону Спасо-Преображенского собора, то видишь за ним площадь, разрушенную стену несохранившегося Богородице-Сретенского монастыря, церковь Александра Невского, Владимирский собор красного кирпича с необычайно высоко поднятой центральной главой и уникальную шатровую церковь Петра Митрополита. В России таких церквей осталось всего 43. Есть предание, что Иван Грозный, который почитал Петра своим духовным покровителем, хотел постройкой этого храма замолить грех убийства своего сына – царевича Ивана. Церковь сейчас не действует и состояние ее плачевное. Вообще, в паломнической поездке мы воочию увидели, что те церкви, монастыри и соборы, которые не переданы Русской Православной Церкви, в большинстве своем влачат жалкое существование.

Последним местом нашего долгого-короткого перелавского путешествия  стал музей-усадьба «Ботик Петра I». Погода снова переменилась и наш путь по высокой лестнице на гору Гремяч, где находится музей, освещало яркое солнце. Этот старейший провинциальный музей России,   посвящен единственному сохранившемуся после пожара кораблю потешной флотилии Петра Iботу со счастливым именем «Фортуна». По преданию этот бот Петр строил своими руками. И когда проводишь по  старому мореному дереву ботика рукой, кажется, что прикасаешься к руке юного императора. На выходе из живописного парка музея-усадьбы установлен памятник юному Петру, который размашистым жестом указывает на Плещеево озеро и кафе-ресторан с одноименным названием «Ботик Петра». В этом кафе мы пообедали, а отец Димитрий угостил всех вкуснейшей ряпушкой – «царской селедкой», которая изображена на гербе Переславля-Залесского.

Трудно поверить, что наше, такое насыщенное духовными впечатлениями и эмоциями, путешествие по этому старинному городку длилось всего… половину дня! Мы отправлялись в Ростов Великий!

phoca thumb l dsc 0056

  • Комментарии не найдены

Архив новостей гимназии

Посетите наши сайты!

00000022
12144logo
teology
palomnik

elitanacii

Достижения

mimg023

Кто на сайте

Сейчас 143 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

made by KwebeK